Профилактика правонарушений как один из способов предотвращения аутодеструктивного поведения детей.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Материал выступления социального педагога Райн А.Я. на родительском собрании посвященное рассмотрению вопроса "Профилактика правонарушений как один из способов предотвращения аутодеструктивного поведения детей."

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

Тема: «Профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних в школе и в семье»

Выступила: социальный педагог Райн А.Я.

Профилактика правонарушений как один из способов предотвращения аутодеструктивного поведения детей.

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.

На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются. В Казахстане административная ответственность наступает с 18 лет, уголовная с 14 лет. За совершенные административные правонарушения несовершеннолетних несет ответственность его законный представитель.

Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя. 

Работа по профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних включает в себя деятельность различных служб, таких как:

  1. Воспитательная служба:
  • Планирование воспитательной работы;
  • Работа по правовому всеобучу;
  • Вовлечение несовершеннолетних в детские общественные организации (кружки, секции, дворовые клубы).
  1. Психологическая служба:
  • Выявление детей «группы риска», «группы особого внимания» посредствам проведения анкетирования, собеседований, тренингов;
  1. Социальная служба:
  • Выявление семейного неблагополучия;
  • Посещение семей;
  • Консультирование, беседы с родителями и детьми;
  • Оказание помощи нуждающимся семьям (организация бесплатного питания, акция дорога в школу, привлечение спонсоров);
  1. Педагогический коллектив (учителя предметники):
  • Повышение уровня знаний учащихся;
  • Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
  • Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). 
  1. Работа инспектора:
  • Профилактические беседы,
  • Рейды;
  1. Работа с родителями:
  • Семейное воспитание;
  • Взаимодействие семьи и школы.

После вышесказанного можно выделить определенные виды правонарушений, которые совершают несовершеннолетние:  

  • нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
  • кража;
  • нахождение несовершеннолетних вне жилища без законных представителей после 23.00 часов;
  • употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
  • мелкое хулиганство;
  • Распитие спиртных напитков;
  • нарушение устава школы, внутреннего распорядка школы;
  • клевета;
  • неуспеваемость;
  • подстрекательство;
  • ранние половые связи;
  • унижение чести, достоинства других лиц;
  • попытки суицида.

  Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • постановка на внутришкольный учет (через решение совета по профилактики);
  • постановка на учет в отдел по делам несовершеннолетних (через решение совета по профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних);
  • рассмотрение персональных дел на совете по профилактики (беседы с родителями и детьми, предупреждение детей и родителей, призыв родителей к ответственности);
  • вынесение персональных дел на комиссию по делам несовершеннолетних.

Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.

Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Необходимо помнить, что способность предвидеть последствия своих поступков окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению детей необходимо учить с 3-5 лет. Уже в 5-6-летнем возрасте дети обычно понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей.

 Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Мы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он совершил преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. Так что же он выбирает? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз человек выбираете закон и порядок, то не должен забывать, что выбранный им путь законопослушных граждан потребует от него самого неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.

Решение:

  1. Социальной службе школы своевременно выявлять и устанавливать неблагополучные условия жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Выявлять учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм.
  2. Социальному педагогу Райн А.Я. информировать обучающихся по защите их прав, умению ими пользоваться, защищать их в случае нарушения и охраняемых законом интересов. Оказывать консультационную помощь подросткам в видении взаимосвязи личной свободы и ответственности каждого человека. Оказывать консультативную помощь родителям или лицам, их заменяющим по вопросам возможностей реабилитационно-коррекционной помощи ребенку.

  3. Классным руководителям 1-11 классов изучать индивидуальные особенности школьников с аутодеструктивным поведением и причин нравственной деформации личности. Усилить взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания.

  4. Педагогам –психологам Есентемировой А.А., Ливак М.Л. своевременно выявлять типичные кризисные ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста.

 

Добавить комментарий

Запрещается оскорбления, унижение чести и достоинства, разжигание межнациональной розни, употребление нецензурных выражений и публикация комментариев нарушающих действующее законодательство Республики Казахстан.


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика