Профилактика правонарушений как один из способов предотвращения аутодеструктивного поведения детей.
- Информация о материале
- Создано: 27.11.2021, 13:26
- Просмотров: 536
Материал выступления социального педагога Райн А.Я. на родительском собрании посвященное рассмотрению вопроса "Профилактика правонарушений как один из способов предотвращения аутодеструктивного поведения детей."
Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.
Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.
Тема: «Профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних в школе и в семье»
Выступила: социальный педагог Райн А.Я.
Профилактика правонарушений как один из способов предотвращения аутодеструктивного поведения детей.
Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными: насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм, все это захлестнуло в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, нанесением телесных повреждений или даже убийство.
Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений несовершеннолетних в том, что часто дети и подростки не осознают всю серьезность преступлений и считают незаконные действия чем-то вроде опасной и захватывающей игры.
На законодательном уровне устанавливаются возрастные границы, с разграничением видов ответственности несовершеннолетних за правонарушения в зависимости от возраста. В расчет принимается паспортный возраст. В зависимости от страны, возрастные границы ответственности подростков за правонарушения значительно различаются. В Казахстане административная ответственность наступает с 18 лет, уголовная с 14 лет. За совершенные административные правонарушения несовершеннолетних несет ответственность его законный представитель.
Правонарушения бывают административные и уголовные, которые разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различие происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.
Работа по профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних включает в себя деятельность различных служб, таких как:
- Воспитательная служба:
- Планирование воспитательной работы;
- Работа по правовому всеобучу;
- Вовлечение несовершеннолетних в детские общественные организации (кружки, секции, дворовые клубы).
- Психологическая служба:
- Выявление детей «группы риска», «группы особого внимания» посредствам проведения анкетирования, собеседований, тренингов;
- Социальная служба:
- Выявление семейного неблагополучия;
- Посещение семей;
- Консультирование, беседы с родителями и детьми;
- Оказание помощи нуждающимся семьям (организация бесплатного питания, акция дорога в школу, привлечение спонсоров);
- Педагогический коллектив (учителя предметники):
- Повышение уровня знаний учащихся;
- Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
- Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
- Работа инспектора:
- Профилактические беседы,
- Рейды;
- Работа с родителями:
- Семейное воспитание;
- Взаимодействие семьи и школы.
После вышесказанного можно выделить определенные виды правонарушений, которые совершают несовершеннолетние:
- нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;
- кража;
- нахождение несовершеннолетних вне жилища без законных представителей после 23.00 часов;
- употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;
- нарушение правил дорожного движения;
- заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;
- мелкое хулиганство;
- Распитие спиртных напитков;
- нарушение устава школы, внутреннего распорядка школы;
- клевета;
- неуспеваемость;
- подстрекательство;
- ранние половые связи;
- унижение чести, достоинства других лиц;
- попытки суицида.
Ответственность несовершеннолетних за административные правонарушения может быть юридической или моральной. Наказание за правонарушение может быть следующим:
- предупреждение;
- штраф;
- постановка на внутришкольный учет (через решение совета по профилактики);
- постановка на учет в отдел по делам несовершеннолетних (через решение совета по профилактики, комиссии по делам несовершеннолетних);
- рассмотрение персональных дел на совете по профилактики (беседы с родителями и детьми, предупреждение детей и родителей, призыв родителей к ответственности);
- вынесение персональных дел на комиссию по делам несовершеннолетних.
Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании.
Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Необходимо помнить, что способность предвидеть последствия своих поступков окончательно дозревает у девочек к 18, а у мальчиков к 20 годам. Но этому предвидению детей необходимо учить с 3-5 лет. Уже в 5-6-летнем возрасте дети обычно понимают, что можно делать, а за что их накажут. Чего не скажешь о формировании целостной картины общественных ценностей.
Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Мы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности. Напряженная обстановка в обществе может быть высокой, отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но всё-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам человек. И если он совершил преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. Так что же он выбирает? Закон и порядок или хаос и анархию? Раз человек выбираете закон и порядок, то не должен забывать, что выбранный им путь законопослушных граждан потребует от него самого неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.
Решение:
- Социальной службе школы своевременно выявлять и устанавливать неблагополучные условия жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Выявлять учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм.
- Социальному педагогу Райн А.Я. информировать обучающихся по защите их прав, умению ими пользоваться, защищать их в случае нарушения и охраняемых законом интересов. Оказывать консультационную помощь подросткам в видении взаимосвязи личной свободы и ответственности каждого человека. Оказывать консультативную помощь родителям или лицам, их заменяющим по вопросам возможностей реабилитационно-коррекционной помощи ребенку.
Классным руководителям 1-11 классов изучать индивидуальные особенности школьников с аутодеструктивным поведением и причин нравственной деформации личности. Усилить взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания.
Педагогам –психологам Есентемировой А.А., Ливак М.Л. своевременно выявлять типичные кризисные ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста.