Памятка для родителей одаренных детей
- Информация о материале
- Создано: 11.01.2021, 10:35
- Просмотров: 662
Памятка для родителей:
если у вас одаренный ребенок (памятка для родителей) Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:
- мыслит оригинально и творчески;
- хорошо понимает юмор;
- у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
- имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
- часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых.
Рекомендации для родителей
- Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, оригинальность.
- Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все.
- Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.
- Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.
- Помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми.
- Найдите для него друзей, которые были бы так же хорошо развиты, как и он.
- Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть.
- Не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его.
- Не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всём был лучшим.
- Делайте все возможное, чтобы обеспечить ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и художественных способностей. Не ограничивайте ребенка в принадлежностях для игры и работы.
- Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.
- Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Если требования неоправданно высоки, это может навредить ребенку. Когда ребенок не может достичь поставленной вами цели, его чувство собственного достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
- Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми:
- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
- Быть доброжелательным и чутким;
- Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
- Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
- Обладать чувством юмора;
- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
- Стимулировать когнитивные способности учащихся.
У одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы
Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности:
- Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
- Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
- Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
- Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
- Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
- Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
- Стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одарённого ребёнка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одарённый ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одарённого ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одарённые дети в школе чувствуют себя изгоями, Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одарённых. Поэтому с одарённым ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Одарённые дети и учебная деятельность
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
- Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
- Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
- Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
- Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
- Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
- Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда – постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
- Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
- Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
- Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
- Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
- Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
- Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.