Упражнения на предупреждение и снижение тревожности в младшем школьном звене
- Информация о материале
- Создано: 09.10.2020, 11:40
- Просмотров: 644
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, для избавления от тревожности у детей, в особенности одаренных.
Учащиеся с помощью учителя могут практиковать их время от времени на уроках и внеурочных занятиях, рассказать о них родителям.
Храбрец
Игра в Храбреца помогает преодолеть волнение, тревожность. Лучше подобрать героя мультфильма, сказки, истории, компьютерной игры, который интересен самому ребенку. В этом упражнении ученик поочередно исполняет две роли — Испуганного ученика и Храбреца. Сначала учитель предлагает ребенку рассказать о своих переживаниях в роли Испуганного ученика. Затем школьник садится на другое место и говорит от имени Храбреца. Таким образом строится диалог между персонажами, в котором, как правило, сам ребенок убеждает себя в том, что нет повода, необходимости волноваться. Учитель корректирует ситуацию, направляет разговор в нужное русло, следит, чтобы беседа закончилась репликой Храбреца.
В конце упражнения взрослый спрашивает ребенка, каким он считает Храбреца. Важно акцентировать внимание на положительных характеристиках («смелый», «отважный», «ничего не боится»). Затем учитель просит ребенка повторить: «Я смелый, отважный, ничего не боюсь». Эти утверждения нужно повторить 3-5 раз. После чего учитель подводит итог: «Я верю, что ты — настоящий Храбрец, только это пока не часто проявляется».
Нарисуем страх
Это упражнение поможет ребенку изменить свое отношение к тревожащим его ситуациям.
Учитель предлагает ученику нарисовать его Страх. Важно, чтобы на бумаге получилось изображение чудовища, в котором отражается «Все самое-самое страшное», затем в рисунок добавляются смешные, забавные детали (можно совместно учителем и учеником или только учеником). Рисуя их, ребенок сможет посмеяться над своим собственным страхом. Нужно, чтобы изображение перестало вызывать негативные эмоции, а стало смешным, нелепым.
На втором этапе упражнения чудовище нужно уничтожить. Лучше всего закрасить весь рисунок сплошным цветом (но предпочтительнее не темными, а светлыми красками). Затем учитель предлагает ученику порвать и выбросить получившуюся картинку, попрощавшись со своим Страхом.
Страна спокойствия
Сопровождать выполнение упражнения можно спокойной, приятной музыкой или рассматриванием картин. Педагог просит ученика пофантазировать вместе с ним, написать историю о Стране спокойствия. Это может быть как сочинение только ребенка, так и ребенка совместно со взрослым. В ней нужно подробно описать, как выглядит Страна спокойствия, что в ней есть. Какая там природа, какие живут персонажи, чем они занимаются. Что у них происходит приятного и интересного, смешного. Какие там школьники, как они учатся, чем интересуются.
Такое упражнение отвлечет ребенка от волнующих его мыслей, поможет избавиться от тревожности, настроит на спокойное настроение, легкое общение, а также поможет в развитии его воображения, творческих способностей.
Два плюса
Это скорее, не упражнение, а психологический прием. Когда учитель слышит, что ребенок выразил негативную оценку своей учебы, он должен привести два аргумента положительного характера (два «плюса»), касающихся этой ситуации. Важно, чтобы аргументы были конкретными, правдивыми.